Евангельский проект. Пермский музей современного искусства.
Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой
[dropcap3]П[/dropcap3]
резентация «Евангельского проекта» состоялась в рамках некоммерческой программы ярмарки «АртМосква’08», однако полная версия была показана впервые в огромном пространстве Речного вокзала. Более 50 произведений занимают первый этаж здания, на втором этаже представлена мастерская художников: графические работы, этюды, наброски к их работам. Тем самым Врубель и Тимофеева, фокусирующиеся на проблематике оригинала и тиражной копии, цифрового формата и рукотворности, обнажают свой творческий метод.
[blockquote9]В течение достаточно долгого времени основным занятием художников являлось иллюстрирование Священного писания. Средневековые иллюминированные манускрипты до сих пор восхищают нас художественным совершенством, с которым были исполнены иллюстрации к ветхозаветным и евангельским текстам. В Новое время искусство захотело стать автономным и начало борьбу с иллюстративностью. На вопрос о том, насколько успешной оказалась эта борьба, ответить нелегко. Во всяком случае, можно только приветствовать заметное возрождение иллюстративности в современном искусстве. Ярким примером тому служит серия иллюстраций к евангельским текстам, созданная Дмитрием Врубелем и Викторией Тимофеевой.[/blockquote9]
[blockquote9]
Разумеется, художники, работающие в наше время, используют другую технику иллюстрирования, нежели ту, которую практиковали средневековые мастера. Это, естественно, техника реди-мейда. Точность рисунка заменяется здесь точностью выбора иллюстративного материала. Для иллюстрирования евангельского текста Врубель и Тимофеева используют визуальный материал, поставляемый международными агентствами для современных средств массовой информации. Решение это вполне обоснованно, ведь слово Евангелие обозначает «благая весть», или, если выражаться более современно, «хорошая новость». В этом смысле Евангелие можно считать прообразом современных медиа: Евангелие было прессой и телевидением своего времени – средством распространения сообщений о сенсационных событиях, происходивших в тогдашней Палестине. Именно с Евангелия начинается все то, что характеризует также культуру нашего времени: культ нового, требование следить за новостями, чтобы не пропустить знамения и предвещания грядущих событий, призыв отбросить старое и следовать духу времени, господство моды и дизайна, глобализация, ориентация на медиальных звезд /в виде апостолов и мучеников, прилюдно страдавших на аренах, услужливо предоставленных им для этой цели римлянами/ и т.д.[/blockquote9]
[blockquote9]
Но главная новость, которую Евангелие сообщило миру, и которая породила современные средства массовой информации, – это новость о природе самой новости. А именно: это новость о том, что только плохая новость – хорошая новость. Действительно, Евангелие, будучи «хорошей новостью», не сообщает читателю ничего хорошего. Бог умер, его апостолы замучены, общая картина мира не просто печальна, а совершенно ужасна, пред-апокалиптична. [/blockquote9]
[blockquote9]Откуда же берется евангельский оптимизм? Очевидно, что он относится не к содержанию новости, а к ней самой, к самому факту того, что она есть новость и что эта новость нова. Евангельская хорошая новость состоит в том, что даже ужасное новое лучше привычного старого – просто потому что это новое ново.[/blockquote9]
[blockquote9]
Мы живем сегодня в мире, который однажды поверил этой новости и верит в нее до сих пор. Работы Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой прекрасно иллюстрируют эту структуру современной веры. Иллюстрации, которые они испольуют, фиксируют большей частью мрачные, ужасные или по меньшей мере безрадостные факты действительности. И в то же время от всей работы в целом веет поистине евангельским оптимизмом. Плохое, когда оно становится новостью, становится хорошим. На этом парадоксе веры – веры в Евангелие и веры в современные медиа – основано все современное сознание. Работа Врубеля и Тимофеевой очень точно выявляет этот парадокс современной веры. Врубель и Тимофеева вообще относятся к тем художникам, которые обладают способностью, как говорится, попадать в точку. Об этом еще раз свидетельствует и их евангельская серия. [/blockquote9]
Борис Гройс