ПЕРММ
Выставка «Русское бедное» формирует принципиально новый взгляд на современное российское искусство. Проект показывает поиск русских художников в области материалов и формальных задач искусства.
Стартовавший в Перми проект опровергает навязываемую нам альтернативу: либо современное — либо русское. Выставка показывает русское искусство как серьезную работу с социальной и национальной идентичностью — и одновременно как актуальный художественный поиск. «Русское бедное» — это способ существования современного искусства в России, искусства подлинного, глубинного, сущностного, где есть форма, диалог с историей искусства и социальная ответственность.
Как это было?
Русские художники, используя нехудожественные материалы, не отказывались, а наоборот, стремились к красоте, стремились создать ее и выразить в пластике бедного. Можно вспомнить итальянские мотивы у Кошлякова, образы 60-х годов у Гутова, архитектурно-природную монументальность работ Полисского, изысканные объекты Флоренских. Первые работы Бродского из необожженной глины были связаны с тем, что в России не было печей большого размера, Кошляков начал писать на картоне из-за того, что у него не было денег на холсты, — так обстоятельства русской жизни становились мировоззренческим принципом бедного русского искусства.
Художник берет вещи и материалы, которые ничего не стоят, и создает из них ценное, даже сверхценное. Русское «бедное искусство» — процесс создания красоты из ничего.
Выставка в Перми, дав старт мировому турне проекта, изменила представление о современном русском искусстве, представила его миру во всей полноте и сыграла важную роль в жизни русских художников. Так из самой глубины России, с Урала, мировому сообществу был предъявлен новый взгляд на русское искусство.
Наполнение
На площади в 2,5 тысячи квадратных метров более 100 своих произведений представили 36 российских художников, известных всему миру. «Русское бедное» стало крупнейшим показом современного искусства в российских регионах за последнее десятилетие.
Многие произведения были созданы специально для этой выставки.
Отклик
За первый месяц работы выставки «Русское бедное» ее посетили более 35 тыс. горожан и гостей столицы Прикамья, что для миллионной Перми является рекордом.
«Русское бедное» вызвало необычайно широкий отклик в столичных и местных средствах массовой информации. Рецензии и аналитические материалы, посвященные выставке, вышли в газетах «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «Время новостей», «Независимая газета», «Комсомольская правда», «Культура», «Новый компаньон», «Business Class» и др. О «Русском бедном» в интернете писали: портал об искусстве «OpenSpace.ru», новостной канал «Lenta.ru», интеллектуальное издание «Русский журнал» и сотни блоггеров.