Герои выставки в новом пространстве Музея М.А. Булгакова на Большой Пироговской, 35а — 39-летний писатель и драматург Михаил Булгаков, переживший к этому моменту уже и громкую славу, и тяжелую опалу, и 19-летний недавний выпускник театральной студии Григорий Конский.
Они познакомились в 1930 году, придя, почти одновременно, работать во МХАТ, и вскоре, несмотря на существенную разницу в возрасте, подружились. В 1932 году Конский получил роль губернаторского слуги в булгаковском спектакле «Мертвые души». Чуть позже, в 1933 году, был введен на роль Урагана в вернувшихся на сцену МХАТа «Днях Турбиных». Но особенно сблизили Булгакова и Конского репетиции спектакля «Пиквикский клуб», где они делили одну гримерку. В день второго премьерного показа «Пиквикского клуба» — 2 декабря 1934 года — Конский впервые упоминается в дневнике жены Булгакова Елены Сергеевны и с тех пор уже не сходит с его страниц, став постоянным гостем в доме Булгаковых и одним из первых слушателей романа «Мастер и Маргарита».
Принадлежа, по оценке исследователя МХАТа Анатолия Смелянского, к «номерным» актерам (во мхатовской терминологии того времени: «изумительным рассказчикам, импровизаторам и острословам, способным „спеть, сыграть, рассказать, сымитировать“») Конский привлек внимание Булгакова. Кроме того, во взаимоотношениях с писателем, который, как известно, не терпел фамильярности, Конский всегда был подчеркнуто скромен и уважителен. Но было и еще что-то, определенно роднившее двух этих «мхатчиков» (так Булгаков и его коллеги по театру полушутя называли друг друга) при всех огромных различиях их характеров, судеб и творческих масштабов. Они оба были не вполне своими людьми во МХАТе.
История взаимоотношений Булгакова со МХАТом, славного, хотя и непростого, начала, обид его, закончившихся знаменитой фразой «МХАТ — кладбище моих пьес» и уходом из театра в 1936 году после разгрома «Мольера», широко известна. История взаимоотношений Конского со МХАТом известна куда меньше. Но нетипичность артиста Конского, необычность его внешняя, поведенческая наводят на мысль, что и ему, пусть и совсем по-другому, чем Булгакову, было тесно и неуютно в тех творческих рамках, которые задавал Художественный театр вкупе с ужесточающейся с каждым годом советской идеологией. Именно положение «свой среди чужих, чужой среди своих» могло сблизить двух этих, столь, на первый взгляд, непохожих друг на друга людей.
Экспонатами выставки стали предметы и документы из личного архива Григория Конского, ныне бережно хранимого его внучатым племянником Владимиром Бровкиным, из собраний ученика Конского актера Станислава Садальского, Музея МХАТ, Пушкинского дома (Санкт-Петербург) и Музея М.А. Булгакова.
Кураторы: Владимир Бровкин, Александр Рогинский
Архитектор: Анна Румянцева