Объект Елены Колесниковой Археорынок «Хабар»

Археология — не только научная практика бессребреников. Это еще и крупный теневой бизнес Тамани. Он законодательно не легализован, ибо основан на грабительской деятельности «черных копателей». Но де-факто существует, процветает и даже приносит пользу. Как понять эту пользу? Бизнес заключается не только в обворовывании территории, но и в сбыте награбленного на рынке. Такой рынок возник в интернете и своим коронным продуктом — антикварными находками, получившими среди «черных копателей» название «хабар» для уникальных вещей, «шмурдяк» для ширпотреба и «жбонь» для остатков — вытеснил все прочие местные ремесленные поделки. Рынок стал главным поставщиком сувениров Тамани. Он породил общий интерес, создал ажиотаж, запустил частное коллекционирование и на этой волне строительство музеев. Не будь рынка, археологическое прошлое региона осталось бы уделом профессионалов. Автор инсталляции возвращает интернет-рынок в привычную форму передвижной торговли с рук. В древности в подобных вагончиках торговцы развозили по всей Европе подделки реликвий типа гвоздя с распятия или пуговицы с платья Богородицы. А в этом вагончике собрана богатая документация на весь ассортимент находок, в том числе на широкий выбор подделок, которые прямо сейчас доступны для приобретения. Современный художник в этом произведении выступает исследователем, архивистом важного аспекта жизни региона и даже его музеефикатором. Вы скажете: «А причем здесь художник, разве это его дело?» Ну вот попробуйте предложить черный рынок антиквариата в качестве официальной темы научной работы сотруднику любого из местных краеведческих музеев. Увидите ужас и недоумение в глазах. Кроме художника и журналиста, такое расследование проводить некому. Но в арсенале журналиста есть только текстовое личное свидетельство. В то время как художник способен открыть нам ситуацию в полном объеме, а еще предъявить вещественные доказательства.