Три инсталляции Иры Наховой «История края»

Комментарий художника: Одно из сокровищ Голубицкого раскопа — «черный квадрат», как назвали его ученые. Это площадка приблизительно 8 × 8 метров, устланная серебристо-черной массой неясного происхождения, на которой были найдены кости крупных ископаемых млекопитающих — южных мамонтов/слонов (Elephas meridionalis), кавказских носорогов-эласмотериев (Elasmotherium caucasicum Boris.), в меньшей мере — лошадей Стенона. В отличие от находок в ранне-палеолитической стоянке древнего человека Богатыри / Синяя Балка (датируется 1,6–1,2 млн лет назад), которая использовалась людьми как место забоя крупных млекопитающих, кости «черного квадрата», хоть и принадлежат кавказскому эласмотерию, были выложены в такие позиции, что не приходится сомневаться: они использовались для гадания по классической, изначально китайской, книге перемен. Легендарный советский ученый Юлиан Константинович Щуцкий (1897–1938), расстрелянный по обвинению в шпионаже в 1938 году, уже в 1925-м, работая в Азиатском музее Академии наук СССР, вы- двинул теорию о даосистском происхождении «черного квадрата», подкрепляя ее исследованиями Великого Шелкового пути, который принес как конфуцианство, так и даосизм на Таманский полуостров. Некоторые фрагменты утрачены, но точность положений костей не вызывает сомнений в интенции людей, их использовавших. Восста- новленная гадательная площадка Таманского раскопа привлекает внимание синологов всего мира. Каждый год на китайский Новый год проходит международная синологическая конференция, которая завер- шается гаданием на костях. Позиции гексаграмм из костей в «черном квадрате» соответствуют гаданию последних девяти синологических конференций.

Комментарий художника: Ученые находят корни Таманского погребального культа в культе мертвых древнего Египта, в греко-романском мире и в некоторых элементах раннехристианской культуры Причерноморья. Погребальный культ исходит из того, что после смерти тело во время второго пришествия будет воодушевлено и воскреснет к новой жизни, поэтому бальзамирование тела необходимо, чтобы сохранить его ко дню восстания из мертвых. 

Бальзамировали тело в антропоморфной укороченной форме, напоминающей форму матрешки. Отсюда и введенное в научный оборот их обозначение термином «неваляшки». Преставившегося бальзамировали и устраивали в компактную позу на корточках и с руками, скрещенными на груди, что напоминало позу младенца в утробе матери. Затем заворачивали тело в такой позе в холстину и обмазывали толстым слоем глины. Получалась так называемая «неваляшка», которую помещали в бочку, закатывали крышкой и уже потом вертикаль- но хоронили в землю. Такой тип ритуального захоронения утвердился уже ко второму веку нашей эры, и в Средние века стал называться «укороченным стояком», а в более позднее время — матрешечным захоронением. Или «неваляшкой». Бочки заготавливались уже при жизни и считались наиважнейшим приобретением. Только наибеднейшая часть населения бочек не имела, но не без оснований полагала, что община после смерти позаботится о них и в бочку укатает.

В Голубицком захоронении были найдены более двух тысяч бочек с «не- валяшками» разной степени сохранности.

Комментарий художника: В раскопах были обнаружены немногочисленные бочки с одними только костями и надписями. Скорее всего, они принадлежали самому бедному слою населения, или же это реликварии почитаемых святых, поскольку кости имеют явно неземное происхождение и значительно отличаются от вида homo sapiens. На крышках этих безымянных захоронений обнаружены специфические рисунки — две скрещенные кости и череп. Но остатков пороха в бочках не найдено. Вдоль дороги выставлены бочки без «неваляшек». Они, скорее всего, были разграблены во время революции 1917 года. Сами же бочки сохранились, также сохранились и находящиеся в них погребальные тексты. Эти тексты поразительно разнообразны. Они относятся к разным периодам таманской культуры и отражают и верования, и повседневную жизнь человека в этих краях. Бочки использовались
не только богатыми жителями, но и простыми людьми, которые начинали готовиться к загробной жизни заранее. Копили себе на бочку и, приобретя ее, начинали вырезать и записывать, иногда разрисовывать и украшать ее. Надписи отражают достижения умершего при жизни, его верования, а также заклинания, которые должны оберегать в загробной жизни. Надписи на погребальных бочках, как и сами бочки, являют нам удивительную культуру Тамани, ее фольклор, приоткрывают ее тайны.